Межрегиональная Общественная Организация
Женщины в науке и образовании 

 
    Издания : : Г-жа Удача

Пятая конференция: обзор необъятного

Проводимая поочередно в Пущино и Дубне ассоциацией "Женщины в науке и образовании", пятая конференция работала с 26 по 31 января в ЛВТА. Как отметила во вступительном докладе председатель оргкомитета профессор МГУ Г.Ю. Ризниченко, ситуация в науке и образовании в России за последние два года к лучшему не изменилась: на образование расходуется 0,3% валового национального продукта, уровень которого в несколько раз ниже "дореформенного" (в то время как в США - 2,7%, в Японии - 3,1, Израиле - 3,7). Одно из фатальных последствий этого - впервые за полвека с 95-го года Россия не числится в мировых статистических справочниках среди стран-производителей научного продукта.

При этом в остальном мировом сообществе (или по крайней мере, в той его части, в которую мы как будто стремимся войти в результате реформ) сегодня существует ясное понимание того, что именно образование и наука определяют уровень благосостояния, развития любой страны. Для России в сегодняшних условиях пока еще сохраняющие свою традиционную силу образовательная и научная системы - едва ли не главный ресурс для выживания и последующего роста.

Очередным свидетельством тому могла послужить широкая тематика докладов и обсуждений прошедшей конференции. Отчасти о ней можно судить по названиям работавших здесь секций: "компьютеры в образовании", "компьютерные информационные технологии", "вычислительные методы и математическое моделирование", "математические модели в химии и биологии", "математика в экономике", "естественно-научное и гуманитарное образование". Отчасти - по тем взаимосвязям, которые возникали между разными на первый взгляд докладами. Так, пленарный доклад А. Н. Горбаня о современном состоянии дел в области нейрокомпьютеров и секционное сообщение Л. М. Крюковой о применении компьютерных методов в медицине блестяще соединил своим сообщением Д. С. Чернавский: оказывается, современные нейробиологические исследования и попытки моделирования работы нейросистем человека (с помощью нейрокомпьютеров, разумеется) не разошлись с утверждениями древнейших медицин - человеческий организм содержит в себе не только аутотерапевтическую, но и аутодиагностическую системы. Одним словом, наука подтверждает правоту тысячелетних медицинских учений, пришедших из Индии и с Востока, но - в современных нейробиологических формулировках и терминах.

Биологи и экономисты заседали в объединенной секции - и здесь можно было проследить интересную параллель: в экологии и экономике специалисты докладывали о неприменимости моделей глобального действия для ряда локальных систем ("мы просто не выходим на те параметры, которые свойственны большим системам"). А среди специалистов в области математического моделирования громадный интерес (и даже дополнительную дискуссию в обеденное время) вызвал доклад С. П. Курдюмова, предложившего ряд неожиданных приложений определенного класса нелинейных систем. По мнению наших физиков, выводы С. П. Курдюмова могут быть применимы, например, в исследовании ядро-ядерных взаимодействий. Вообще нелинейные математические методы перестают, видимо, быть исключительно теоретическими или связанными с "высокой наукой". Они, оказывается, "дают научную основу смены парадигмы линейного и потребительского прогресса на парадигму сбалансированного роста, так как поясняют всеобщность принципов ограниченности, цикличности, стохастичности..." всех без исключения процессов в живой и неживой природе, в человеческом обществе.

Большая часть времени на заседаниях была посвящена проблемам образования. Научные и методические темы соседствовали с публицистическими - ведь проводимая ныне реформа высшего и среднего образования, по общему мнению участников непродуманна, недальновидна, способна погубить ту естественно-научную базу, которая десятилетиями делала наше образование лучшим в мире. И именно теперь, когда это общепризнанно, когда Конгресс США ежегодно выделяет 50 млрд. долларов на усиление именно естественно-научной части общего образования, у нас проводится губительная "реформа", заменяющая математику и физику на лесоведение и макраме...

Подробно рассматривались и различные аспекты информатизации образования. В рамках конференции прошли презентация информационно-компьютерных предложений фирмы ТЕХНОСЕРВ, а также компьютерные демонстрации учебных программ (в помещениях УНЦ). К числу важных итогов конференции следует, наверное, отнести создание Фонда компьютерных учебных программ ФОКУС. Идея его обсуждалась впервые на второй конференции, и теперь, кажется, обретает реальное воплощение. По общему согласию учредителей, учитывая сегодняшнюю ситуацию в образовании, решено передачу программ от авторов в фонд и распространение их пользователям сделать бесплатными. Характерно, что фонд замысливается не только как хранилище определенного класса программ, но и как объединение людей, которые причастны к их созданию и применению, как еще одна попытка поддержки и сохранения единого образовательного сообщества. Информация о ФОКУСе размещена на сервере ассоциации по адресу http://mars.biophis.msu.ru / awse.

Популярный журнал "КомпьюЛог", информационный спонсор ассоциации, открывает в скором времени специальный раздел, посвященный учебным программам. Пригласил к сотрудничеству участников конференции и электронный научно-методический журнал "Новые информационные и педагогические технологии в образовании", его адрес в Интернете: http://www.urc.ac.ru, в электронной почте - zal@math.tu-chel.ac.ru с пометкой e-publikation.

Нельзя не заметить, что ОИЯИ довольно мощно представительствовал на этой конференции. Прежде всего, докладами, отражающими основную деятельность Института: директора В. Г. Кадышевского "Физика элементарных частиц на пороге 21-го века", главного ученого секретаря В. М. Жабицкого "Программа развития ОИЯИ к 2000 году", заместителя директора ЛВТА В. В. Коренькова "Состояние и перспективы развития сетевой и информационно-вычислительной структуры ОИЯИ", руководителя ОРРИ Е. А. Красавина "Радиобиологические исследования в ОИЯИ".

Кроме того, ярко была обрисована образовательная программа ОИЯИ - в выступлениях директора УНЦ С.П. Ивановой, аспиранта ОИЯИ А. Прохорова, профессоров и преподавателей университета "Дубна", одним из учредителей которого выступает ОИЯИ. Доклады были по большей части ознакомительные, вызвали немалый интерес участников и послужили по крайней мере распространению информации о дубненских образовательных технологиях в российских регионах, представители которых составляли значительную часть участников конференции.

Последний день работы - 31 января, несмотря на то, что был формально выходным, привлек даже новый поток участников из Москвы - здесь обсуждались проблемы взаимоотношения, взаимодействия математических, естественно-научных и гуманитарных знаний, в том числе - интуитивных, даваемых языками искусств. Тема эта прослеживается и на других проводимых а ассоциацией конференциях, так что вокруг нее сложился интересный коллектив участников и докладчиков, по мнению которых, лишь синтез разных наук и искусств может привести к выходу из российского и общемирового кризиса.

Конечно, многие из поставленных на конференции проблем в ближайшее время решить едва ли удастся, но главную задачу, которую ставят перед собой ее организаторы - сохранение в России образовательного, научного, культурного, сообщества - они последовательно решают, объединяя людей этого пространства, давая им информацию друг о друге и возможность общения.

Анна АЛТЫНОВА

Дубна, Объединенный институт ядерных исследований

(С дружеского разрешения редакции и автора
материал взят нами из газеты "Дубна",
№5, от 6 февраля 1998 года)